Достопримечательности

- Останки крепости Керкинитиды (IV в до н.э.) находятся напротив краеведческого музея. Здесь под стеклянной пирамидой можно увидеть фрагмент крепостных сооружений, основание круглой сторожевой башни, кладки оснований оборонительных стен и жилых помещений.

- Кяризы – подземные ходы средневековой Евпатории, выбитые в желтом пористом ракушнике, протянулись на многие километры под городом.

 Эти тоннели и штольни были созданы за сотни лет трудом камнерезов и камнеломов, которые добавили в подземных скалах камень для строительства крепостей древней Керкинитиды и средневекового Гезлева. 

Множество узких, извилистых ходов и переходов образовали целый подземный город-лабиринт. 

 - Собор Святого Николая Чудотворца – Памятник русской храмовой архитектуры, храм св. Николая находится на ул. Тучина — ул. Революции. Построен в 20-х гг. XIX века. ПослеСобор Святого Николая Чудотворца революции 1917 года храм был закрыт, а здание использовалось в хозяйственных целях.

Здание возведено из гладко отёсанных блоков белого известняка. Некогда это была купольная базилика, три её нефа перекрыты сводами, алтарная часть завершена полукруглой апсидой. В настоящее время покоившиеся на 4-х колоннах восьмигранный барабан и купол утрачены. Фасады здания сохранились лучше, примечательно сочетание оконных проёмов различных форм, расположенных в два уровня. Над нижним рядом прямоугольных окон, оформленных наличниками со стрельчатой бровкой, расположен ряд круглых проёмов. На восточной стене сохранился хачкар — рельефное изображение процветшего креста, непременный атрибут армянской культовой архитектуры.
- Церковь Святого пророка Ильи построена в 1911-18 годах на средства, собранные всеми религиозными общинами города и освящена в 1918 года.

 Первоначально церковь была греческой, т.е. для греческой православной общины города, но богослужение в ней шло на русском и греческом языках. Находится на самой набережной Евпатории.

- Турецкие бани (XVI в) – памятник архитектуры и градостроительства, до 1987 года использовались по прямому назначению. Сейчас на реставрации.

- Дельфинарий расположен в здании бывшей грязелечебницы, на его базе проводились исследования, доказавшие положительное влияние на организм человека, здесь применяется новый метод медико-психологического лечения, называемый «дельфинотерапией».

 Здесь же проходят представления с участием дельфинов, которые длятся 45 минут; работает дельфинарий со средины мая по сентябрь, а зимой все дельфины находятся в бассейне дельфинария.

 - Международный детский театральный центр-комплекс «Золотой ключик» - уникальное творение, которое создали Олег и Нина Пермяковы в 1987 году. Этот сказочный мир является центром эстетического воспитания подрастающего воспитания подрастающего поколения и располагается на самом берегу моря.
 - Мечеть Джума-Джами или Хан-Джами (1552 г) - один из наиболее интересных памятников средневековой архитектуры, самая большая и самая красивая мечеть Крыма, построена по заказу крымского хана Девлет-Гирея I.

 Архитектурный облик мечети напоминает знаменитый Константиновский храм святой Софии. Создателем мечети был знаменитый турецкий архитектор Ходжа мамир Синан – грек, родившийся в Турции,null за свою длинную жизнь осуществил более 300 построек – мечети, медресе, дюрбе (мавзолеи), мосты.

 Название ее переводится как «пятничная мечеть»; для мусульман пятница – праздничный религиозный день, поскольку по преданиям в пятницу родился пророк Магомед. Также мечеть называют «ханской» - здесь происходил церемониал духовного посвящения в ханский сан. Крымское ханство с 1475 года было вассалом Османской империи, поэтому крымских ханов назначал Турецкий султан. 

Новоназначенный крымский хан, покинув Стамбул, прибывал в Гезлев, следовал в мечеть Джума-Джами, где объявлял подданным о своих правах на ханство, расписывался в специальном акте, а после этого отправлялся в столицу ханства Бахчисарай. И этот порядок просуществовал вплоть до последнего крымского хана.

В 1990 году в мечети возобновились молебны, летом для отдыхающих в мечети проводятся экскурсии.
- Текие-Дервиш (XIV-XV вв.) – уникальный историко-архитектурный ансамбль, бывший монастырь странствующих мусульманских монахов, которые не признавали роскошь и богатство, вели аскетический образ жизни.

Это одно из первых культовых сооружений османов-турок на Крымском полуострове и одна из старейших построек средневековья в Евпатории и вместе с тем – единственный подобный памятник не только в Украине, но и в странах СНГ.

 К монастырю примыкает мечеть Шукурла-эфенди (XVII-XVIII вв.), с 27-метровым минаретом, также в комплекс входит чайный домик, в котором раньше располагалось мусульманское медресе (училище).

 Дервиши, (в переводе с персидского «бедные», «нищие»), являлись членами мусульманских братств суфий – последователей религиозно-философского направления, характерными чертами которого являлись отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, созерцательное самоуглубление и призрение к богатству.

 Братства дервишей были основаны в I веке Хиджры (начало мусульманского летоисчисления); ведет свое начало дервишество из Индии и насчитывает около 70 орденов, одежда монахов отличается цветом и покроем. Особый интерес вызывает орден «вертящихся дервишей».

 В текие средневекового Гезлева путешествующие дервиши находили покой и утешение души, здесь они участвовали в молебнах и ритуальных плясках.

Дервиши садились в зале на ковры, образуя круг, в средине которого находился шейх (старейшина) и начинали моления, а затем наступали все убыстряющиеся групповые ритуальные пляски, пока танцующие не приходили в экстаз.

  Дервишей почитали как святых, считалось, что их молитвы исцеляют, поэтому в мечеть приносили больных и немощных, укладывали на пол, укрывали халатами, а стоящие вокруг монахи начинали молиться и при этом кружиться, выкрикивая «Туве» («Он все движет», т.е. бог). Движения становились все быстрее, крики все громче, до исступления, а затем движение постепенно замедлялось.

 После присоединения Крыма к России монастырь постепенно пришел в упадок и был закрыт, долгие годы использовался под складские помещения Черноморского флота. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, после окончания которых, уникальный историко-архитектурный ансамбль «Текие-дервиш» обретет свой первоначальный облик, а также проводятся экскурсии.
-Евпаторийский трамвай – система трамвайного транспорта Евпатории, ставшая одной из достопримечательностей города, является его своеобразной визитной карточкой и уникальной транспортной системой. Открытая 10 мая 1914 года, она до сих пор пользуется большой популярностью у жителей и гостей города.

 Евпатория – единственный в Крыму «трамвайный» город и вся трамвайная сеть, за исключением второй очереди первого маршрута, одноколейная - базируется на колее шириной 1000 мм и представляет собой однопутно-разъездную схему. Столь необычная колея для трамвайных путей обусловлена тем, что она построена по немецкому проекту.  

В бывшем Советском Союзе кроме Евпатории такие трамвайные трассы были еще только в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице и Житомире, а в Европе такие трассы получили довольно широкое применение.

 Первыми вагонами были сцепы из электровагонов Митищенского завода и вагонов конки из Одессы. С 1957 года в Евпаторию начали поступать трамвайные вагоны «Гота» из ГДР, поскольку в Советском Союзе они больше не производились и к 1972 году в Евпатории остались только немецкие вагоны.

 В мае 1987 года на испытание в город поступил чешский сочлененный трамвай «Татра» КТ4SU, поскольку в ГДР производство трамваев прекратилось, и до развала СССР успели поставить 18 таких трамваев. С развалом Советского Союза Евпаторийский трамвай испытывал серьезные финансовые трудности (сократились государственные дотации, а в городе много льготников). 

 Парк вагонов устарел, требовался капитальный ремонт половине вагонов. Однако время изменилось, часть вагонов были отправлены на ремонт в Донецк, а часть вагонов привезли с Германии, где их раздавали бесплатно, как морально устаревшие, но силами работников депо к 2006 году все немецкие «Готы» были переделаны, прошли модернизацию.

 Среди пяти городских маршрутов существует экскурсия по трамвайной сети – это Гортеатр – гост. «Украина» - грязелечебница «Мойнаки» - разворот – курортная зона – Гортеатр.

 Путешествие на трамвае является одной из достопримечательностей Евпатории и позволяет лучше узнать город. Этот экскурсионный маршрут сопровождает экскурсовод и по его рассказам можно узнать наиболее интересные сведения из 2500-летней истории Керкинитиды – Гезлева – Евпатории. 

Маршрут проходит по новым микрорайонам, вблизи озера-лимана Мойнаки, по границе курортной зоны, рядом со знаменитыми зданиями, такими как библиотека им. Пушкина, городской театр. Проходит практически по набережной и историческому центру старой части города.
-Национальный центр управления и испытаний космических средств занимает ведущее место среди организаций, участвующих в управлении космическими аппаратами и исследовании космического пространства - достопримечательность Евпатории, куда приезжают видные ученые и специалисты из многих стран мира.

 Первые наземные средства управления, предназначенные для работы с первыми советскими космическими аппаратами, появились в Евпатории в 1960 году, а в дальнейшем расширялась и совершенствовалась техническая база. 

 В 1967 году здесь начал работать Центр управления полетом обитаемых космических аппаратов (ЦУП), который был хорошо известен советским гражданам по многочисленным телерепортажам из него о космонавтах и космонавтике, начинающихся словами: «Говорит и показывает Москва…»

 В космическом центре часто бывали Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Павел Попович, генеральный конструктор космической техники Сергей Королев и многие другие космонавты, а также зарубежные астронавты.

 В 1996 году в соответствии с Указом президента Украины в Евпатории на базе Центра дальней космической связи (ЦДКС) был создан Национальный центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС), который предназначен для управления космическими аппаратами в рамках национальных и международных космических программ.

 Сегодня Национальный космический центр обеспечивает управление космическими аппаратами «Океан-О», «СИЧ» по программе дистанционного зондирования Земли, АУОС по совместной российско-украинской программе; создан Центр контроля космического пространства на базе уникального лазерного передатчика.

 Узнать историю создания и развития уникального командно-измерительного комплекса и Центра дальней космической связи можно во время экскурсии, продолжительность которой 2 часа.

 Здесь можно увидеть спускаемый аппарат, побывавший в космосе, а также самый большой в Европе и один из самых больших в мире антенный комплекс «РТ-70», с диаметром антенны 70 м, с помощью которого проводятся уникальные международные космические исследования по программам «Марс», «Вега», «Интербол», «Фобос» «Гранат» и другие.

 Ознакомиться с историческими документами, увидеть макеты антенных и ракетных комплексов, сфотографироваться на память у антенного комплекса «Плутон», осуществлявшего управление «Луноходом», можно в музее истории космонавтики.

 -Караимские кенасы – молитвенные храмы, памятник позднего средневековья, духовный и культурный центр крымских караимов. Были построены на средства караев, в 1804-1807 годах сооружена соборная, а в 1807-1845 годах – малая кенаса. 

 Караимский храмовый комплекс, который состоит из двух храмов и трех уютных двориков, украшенных колоннами, фонтанами, мраморными плитами с орнаментами тонкой работы и письменами на древнееврейском языке – шедевр национальной архитектуры крымских караимов.

Крымские караимы (карай) – один из уникальных народов на планете и самые малочисленные, которых в странах СНГ, Прибалтике и Польше насчитывается всего менее двух тысяч. Среди выдающихся представителей караимского народа – гетман реестрового казачества Ильяш Караимович, археолог А.Фиркович, балерина А.Павлова, маршал Р.Малиновский. 

 Этнические крымские караимы – потомки тюркских племен, которые в VIII-X веках входили в состав Хазарского каганата, их язык принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, близких к крымскотатарскому.

 Вероисповедание - караизм, в основе которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте (тора); духовный глава – гахан, священники – газзаны.

 В Евпатории основная масса караимов появилась в конце XVIII-начале XIX века, после того, как они покинули свою историческую вотчину Джуфт-Кале – «пещерный город», где сегодня открыт этнический музей караимов.

 В 1926 году кенаса были закрыты, храм стал антирелигиозным музеем, позднее – историческим, а само здание подверглось значительной переделке.

Ныне комплекс отреставрирован евпаторийской общиной при поддержке всех караимов Крыма и сегодня Евпатория вновь стала центром духовного правления караимов Крыма, где под сводами кенаса снова звучат снова молитвы на древнееврейском языке. 

 В комплекс караимского духовного центра входят религиозная школа и этнографический музей, где представлены материалы по истории, культуре, религии и литературе крымских караимов, а также предметы быта, одежды и прочее. Здесь же расположены библиотека и кафе, где готовят блюда национальной кухни. Ежедневно, кроме субботы, проводятся экскурсии.